Меню
6+

Районная еженедельная газета «Омсукчанские вести»

29.03.2021 12:19 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Говорим и пишем правильно: в Омсукчане педагог поделился своим опытом

Автор: Анастасия Большова
корреспондент

На своих уроках Хажиева использует разные методы работы

А вы знали, что в 1960 году учащихся с дисграфией (нарушением письменной речи) было всего 3%, в 1990 году таковых стало 25%, а в 2019 и вовсе 62,2%. Речь о нарушениях, не связанных с применением орфографических правил, а о стойких специфических ошибках, когда ребенок, к примеру, заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слоги в словах. С каждым годом число таких детей растет и школьным педагогам приходится уделять этому немало внимания.

Так уже 23 года, в буквальном смысле, борется с подобными нарушениями у школьников педагог-логопед Основной общеобразовательной школы п. Омсукчан Файруза Хажиева. Своими методиками она поделилась с учителями округа на обобщении педагогического опыта по теме «Коррекция оптической и акустической дисграфии у учащихся начальных классов».

Мероприятие было поделено на две части, в первой педагоги присутствовали на логопедическом занятии первоклассников «Дифференциация оптически и акустически сходных букв н и т». Получился очень интересный урок-путешествие. Вместе с учителем дети отправились на Остров ошибок и помогли Виктору Перестукину преодолеть все препятствия, чтобы вернуться домой.

Занятие получилось разнообразным: игровые формы сочетались с учебными, дети с большим удовольствием решали задания, отгадывали наощупь буквы под партой, работали у доски, выполняли индивидуальные задания. Периодически первоклашки прерывались на физкультминутки. А в самом конце им даже раздали испеченные из теста буквы. В общем, весь урок был продуман до мелочей. Не скучно было как самим детям, так и гостям.

После занятия Файруза Энгельевна подробно рассказала о своей работе в данном направлении, ответила на вопросы гостей.

- Большое количество детей имеют оптическую и акустическую дисграфию, — отметила педагог.- И это мешает выполнению упражнений, написанию диктантов по русскому языку, требует эмоционального и умственного напряжения. Поэтому я провожу групповые занятия с каждым классом дважды в неделю, кроме того, есть и индивидуальные занятия для учащихся. Сейчас в первом классе шесть детей занимаются у меня индивидуально. Существует большой арсенал форм, методов, приемов по коррекции речи, которые применяю на занятиях. Обязательно включаю игровые методы:мы и танцуем, и поем, постоянно идет смена деятельности.

Чтобы определить детей в ту или иную группу, логопед проводит фронтальное обследование, у первоклассников оно углубленное с привлечением родителей. Мамы и папы получают рекомендации, что необходимо выполнять дома.

- Я заметила, что с каждым годом детей с речевыми нарушениями становится больше. Поэтому и решили мы эту актуальную проблему поднять на уровне районного мероприятия. Проблема особенно проявляется в послебукварный период, когда дети начинают писать, записывать диктанты на слух. П и Б, Т и Д – эти буквы начинают путать детей принаписании, поэтому должен включаться зрительный анализатор. Вот почему мы сегодня на занятиии проговорили буквы, и посмотрели на них, и пощупали, и написали, — рассказала о своих методах работы Файруза Энгельевна.

Она поделилась также своим исследованием. В 2011-2013 годах в МБОУ «ООШ п. Омсукчан» было 169 учащихся с нарушениями устной и письменной речи. С 2016 по 2019 годы их число увеличилось до 210. Файруза Хажиева связывает это с тем, что на экранах появилось много иностранных мультфильмов. Дети с удовольствием смотрят их, но там герои разговаривают, не произнося правильно звуки. Взять, к примеру, те же «Три кота», где у Барбоскиных нет четкости в озвучивании ролей.

- Есть проблема и с тем, что требования к первоклассникам возросли, букварь проходят быстрее, чем раньше. В школу приходят уже читающие дети, и они не всегда на уроках слушают учителя, активно участвуют в работе класса, некоторые просто просиживают, занимаясь чем-то другим. А нечитающие слушают внимательно, потому что пришли учиться и изучать буквы. Они слушают, повторяют, закрепляют и включают все анализаторы – зрительные, слуховые и так далее, — говорит педагог. — Поэтому, используя современные подходы к коррекции устной и письменной речи, провожу входную, промежуточную и заключительную диагностики. Выявляю слабые звенья, определяю вид дисграфии и разрабатываю рекомендацию по преодолению нарушений с каждым индивидуально.

Коллеги выразили огромную благодарность педагогу за представленный педагогический опыт.

Ирина Рослова, заместитель руководителя Управления образования отметила, что урок прошел на одном дыхании:

- Сильно порадовал тот момент, что я не увидела такого, когда на уроке ребенок не знает, что делать и постоянно смотрит на учителя, на его эмоции, на то, как он держит руку. Здесь такого не было.Дети раскрепощены, не зажаты, есть взаимопонимание, для меня самое важное было вот это. Большое спасибо за интересное занятие.

Руководитель Управления образования Владимир Глазков отметил, что, наконец-то, после долгого карантина удалось собраться, чтобы посмотреть на опыт одного из сильнейших педагогов:

- Мы проводим педагогические мастерские в каждом учреждении в течение года, обобщаем опыт и по воспитательной, и по учебной работе. Хорошо, что появилась возможность возобновить эти мероприятия. Опыт, который сегодня представила Файруза Энгельевна, нужен учителям начальных классов и русского языка. Спасибо за отличную подготовку. Нам давно уже пора открыть свой логопедический пункт и создать психолого-медико-педагогическую комиссию. Думаю, представленный опыт – еще один шаг на пути к этому.

Логопед из детского сада, языковед из школы п. Дукат также поблагодарили Хажиеву за интересный опыт.

Ну, а мы еще встретимся на страницах нашей газеты с Файрузой Энгельевной, которая всегда готова помочь родителями своими рекомендациями.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4