Меню
6+

Районная еженедельная газета «Омсукчанские вести»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

К 65-летию Омсукчанского района: "Рейс длиною в жизнь"

Автор: Гульназира Ишбердина
и.о. главного редактора

Анатолий Дмитриевич Борсук, Омсукчан.

Воспоминания людей, поднимавших Омсукчанский район, делавших все для его развития и процветания – для нас бесценны. Поэтому специально к 65-летию района мы начинаем публикацию этих воспоминаний от наших уважаемых ветеранов труда, проработавших здесь ни один десяток лет.

«Мы сначала посмотрим, кто ты, а ты посмотришь: кто мы» — вот так сурово встретил в Омсукчане Анатолия Дмитриевича Борсука начальник автоколонны Вениамин Куркин. Сюда в 1978 году наш герой приехал устраиваться на работу водителем. На время «смотрин» Анатолию дали ГАЗончик с небольшой грузоподъемностью. Однако новый водитель быстро показал, на что способен, и уже через месяц с небольшим пересел на КРАЗ.

- У автоколонны не было гаражей. Машины стояли прямо на улице, в мороз их не выключали. Возили мы в основном строительный материал: плиты перекрытия, цемент, кирпичи, лес. Поселок строился и материала нужно был много. Только подумать: четыре бригады водителей было, и в каждом по 18-25 машин, — вспоминает Борсук.

На улице Школьная, 8 стояли бараки, там Анатолию выделили комнату. Вскоре к нему переехала супруга. А комнатушка – всего 12 «квадратов». Первое время кушали на чемодане. Потом уже глава семейства сколотил столик на опорах. Через год дали комнату в общежитии – 18 квадратных метров – тогда показалось, что это целые хоромы. Что хорошо было в общежитии: в праздники на общей кухне вместе с соседями накрывали дружно столы, делились всем, что было. Девять лет жизни в общежитии пролетели как один день. В 1988 году Анатолию Дмитриевичу выделили квартиру в новом, только сданном девятиэтажном доме.

На своем КРАЗе Анатолий исколесил всю Колыму. Возил грузы из Магадана в Сусуман, Ягодное, Аркагалу и в Омсукчан. В среднем один рейс длился четверо суток. И все это время приходилось находиться в машине: там же есть, там же спать. С собой водители брали все, что могло пригодиться в дороге на случай поломки, непроходимости трассы. Это сейчас в каждой машине на производстве установлена система ГЛОНАСС, высчитывающая проведенные за рулем часы. Тогда за этим особо не следили: иногда Анатолий без перерыва рулил баранку по 14 часов.

С собой в дорогу обязательно брал с десяток камер, чтобы быстро поменять, если спустило колесо. В запасном баке было 150 литров горючего. Чтобы при морозе оно не замерзало, через бак пускали выхлопную трубу – так выхлопные газы поддерживали нужную температуру. А морозы в то время стояли лютые. Однажды нашему герою довелось выехать на трассу в минус 62.

Зимы тогда были еще и снежные. Порой высота сугробов достигала человеческий рост. Однажды встретил на трассе оленя, тот бежит впереди между сугробов и деться ему некуда. Пришлось какое-то время ехать вслед за сохатым, пока тот не нашел развилку и не убежал в сторону.

Вскоре труд Борсука был отмечен свидетельством «Лучший водитель КамАЗа». И, конечно, это не единственная награда. Ежегодно получал Анатолий Дмитриевич грамоты, благодарности и премии за свою работу.

Сложно было автоколонне без своих гаражей, поэтому директор решил, что надо самим их построить. В итоге, действительно, за счет одних субботников подняли боксы. Это было начало 80-х годов.

- Бесплатно работали, но ведь для себя делали, чтобы свой труд облегчить. Никто не обижался. Вот такой у нас был руководитель Вениамин Ефимович — хороший организатор. Потом приятно было приезжать после смены и ставить машину в теплый гараж, — говорит Борсук.

В 1989 году автоколонна была передана в подчинение Дукатскому ГОК. В 1993 году после обучения в техникуме Анатолий Дмитриевич стал трудиться инженером-механиком. Когда ГОК закрылся, наш герой устроился водителем в трест ЖКХ, потом в «Востокмонтажспецстрой». На последнем месте работы сначала возил грузы, а потом перевелся в сторожи. Отсюда и ушел на пенсию в 2017 году.

Не заметил Анатолий Дмитриевич как выросли их с супругой дети, как стали рождаться внуки – все свое время он проводил в трудах. Его жена, кстати, тоже ветеран труда. Оксана Иосифовна и сейчас трудится в «Востокмонтажспецстрое». На двоих у супругов стаж под сотню лет. Разъехались их дети: старший сын в Магадане, младший – в Сургуте. Зовут родителей к себе, но они настолько прикипели к Омсукчану, что ни за что не хотят разлучаться с ним.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

16