Меню
6+

Районная еженедельная газета «Омсукчанские вести»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Cначала было олово

Автор: Тамила Володина

Фото из архива редакции

Сейчас Омсукчанский район снабжает страну серебром, золотом. Но толчок к освоению его территории дали не они, а олово.

Воссоздать ту историю оказалось непросто. Приходилось полагаться на геологические отчеты, малочисленные документы, свидетельства живших и работавших тогда...

Начать же хочу с апрельской конференции «Дальстроя» (1937 г.), на которой Э.П. Берзин говорил: «На «Дальстрой» возложена задача – найти и добыть олово на Колыме. Наша страна нуждается в олове, за границей нам его не продают...»

В то время Омсукчанская территория была еще «белым пятном» на карте. Остальные же районы «чудной планеты» уже дали стране около шестидесяти тонн золота.

Поисковая полевая партия, возглавляемая Ф.Ф. Павловым, в первый же сезон 1939 года открыла месторождения олова «Индустриальное» и «Бостой», а также выявила его богатые содержания в ручьях Индустриальный, Хатарен, Начальный, Галимый.

В 1940-м полевая партия Н.П. Резника открыла оловорудное месторождение «Галимый» и обнаружила рядом с ним выход пластов каменного угля.

18 июня 1941 года вышел приказ № 290 Главного управления «Дальстроя» о создании горнопромышленного комбината на базе месторождений олова, открытых геологами в период 1938-1941 годов на территории будущего Омсукчанского района.

Первые рудник и прииск были открыты на месторождении «Галимый». С момента своего создания комбинат стал градообразующим, несмотря на отсутствие такого термина в 1941 году. На предприятие, кроме эксплуатационных работ, было возложено строительство дорог, жилья, и т.п.

В 1941-1942 годах были построены и пущены в эксплуатацию: временная обогатительная фабрика №14-бис на Галимыйском месторождении, фабрика № 7 в Омсукчане.

Однако первое омсукчанское олово было получено еще до окончания строительства рудников и обогатительных фабрик. Его добывали «малыми формами», т. е. почти вручную. Геологи, уходя на поиски месторождений, собирали касситерит из встреченных на поверхности образцов. Таким собирательством занимались работники и других сфер.

К концу Великой Отечественной войны две обогатительные фабрики вместе ежегодно давали металл на уровне 1975 года. Добываемая руда была с высоким содержанием олова, пригодного, что немаловажно, для употребления в пищевой промышленности.

По трудной Гербинской трассе, иногда по бездорожью, по дорогам между рудниками и поселками день и ночь ведут свои машины шоферы. Нам сейчас трудно представить, что может быть иначе. А ведь когда началось освоение Омсукчанской территории, не было ни дорог, ни машин. Полудикий край оставался отрезанным от остальной части Колымы.

В конце 1941 года, в семи километрах от месторождения «Индустриальное» был выстроен аэродром. И с тех пор авиатранспорт доставлял продукты и другие необходимые грузы на Омсукчан со Стрелки, находящейся в двухстах километрах западнее месторождения и на триста сороковом километре по трассе от города Магадана. Самолетом вывозили и добытый оловянный концентрат. Но этот вид транспорта довольно капризен – летных дней мало, особенно в зимнее время.

Основной базой снабжения территории в те времена была бухта Пестрая дресва (двести километров на восток от Омсукчана), но летом туда можно было добраться только вьючным транспортом, а зимой – на оленях при условии организации зимников. Переброска механического транспорта, тракторов и вездеходов была затруднительна. Возможны еще зимние перевозки оленьим транспортом из оленеводческого совхоза «Талая» (четыреста километров на запад от месторождения) и из совхоза «Буксунда» (сорок километров восточнее).

Зимой 1941 года была проложена просека от побережья Охотского моря. К сентябрю 1941 года на Пестрой дресве был уже семьдесят один автомобиль. Среди первых водителей, прошедших по строящейся дороге от моря, были М.И. Куклин и П.В. Коробов. В дошедших до нас воспоминаниях Куклин рассказывал:

– Трасса имела крутые подъемы, резкие спуски, закрытые повороты. Она была разбита на дистанции. Работы велись сразу на нескольких участках большим количеством рабочих практически вручную. Изыскатели указывали направление. Вслед за ними следовали дорожники, а буквально по пятам – водители.

Натужно урча ползли сквозь тайгу тяжело нагруженные ЗИС-21. Сейчас мало кто знает, что это за машина. Назывались такие автомобили газогенераторными и работали на дровах.

- Изрядно помучились мы с этим транспортом – главная беда заключалась в горючем. Для газогенераторов нужны дуб, бук, в крайнем случае – береза. А здесь – только сырая лиственница. И ничего, справлялись, — вспоминал Куклин.

Так была построена трасса, соединившая Охотское побережье, Магадан с Омсукчаном. Горькая цена ее – рабский ручной труд, загубленные жизни и поломанные судьбы...

Весной 1942-го от центральной колымской трассы пробилась в Омсукчан первая колонна автомашин, сопровождаемая тракторами. Это были выносливые отечественные – ЗИС-5. Вскоре такая же колонна автотракторной техники прибыла с бухты Пестрая дресва. Автомашины доставили необходимое оборудование для будущих ТЭЦ, обогатительных фабрик, горных участков и взрывчатку. Срочно сосредотачивались большие человеческие и материальные ресурсы.

В 1942 году горнопромышленный комбинат был переименован в Омсукчанский оловорудный комбинат с выходом последнего из подчинения «Дальстрою» и передачей Юго-Западному горнопромышленному управлению.

В 1949 году происходит еще одна реорганизация. Подчинение Юго-Западному управлению не оправдало надежд на более оперативное управление. Комбинат был вновь передан в непосредственное управление «Дальстроя». В этом же году была пущена в эксплуатацию, взамен временной, более мощная и совершенная фабрика 14-бис в Галимом. Для обеспечения ее рудой реконструирован рудник «Галимый».

Первые годы промышленного освоения территории из-за отсутствия надежного транспортного сообщения существовавшие тогда предприятия действовали разобщено. Поэтому в 1950 году на базе горнорудного комбината было создано Омсукчанское горнопромышленное управление (ОГПУ) «Дальстроя». В его составе действовали рудник «Галимый» с обогатительной фабрикой 14-бис, рудники «Хатарен» и «Индустриальный» с обогатительной фабрикой №7, Омсукчанский угольный район, автобаза с дорожным участком, отдел снабжения с подсобным хозяйством, леспромхоз, геологоразведочный отдел, оленеводческий совхоз «Буксунда» и электростанция.

В 1951 году началось строительство дороги Герба – Омсукчан. К 1955 году весь автомобильный транспорт сосредоточили в Омсукчане. В наличии сто пятьдесят «Студебеккеров».

В 1960 году создана Омсукчанская автобаза. Первый гараж на двадцать пять машин построен в 1962 году.

Шли годы, менялась техника: в 1968 году автобаза получила первые автомобили ЗИЛ-130, в 1975 году – «Магирус», а с 1978 года – КамАЗы.

В марте 1953 года вышло постановление «Дальстроя» о консервации месторождений олова. Прежде всего, это коснулось рудников «Хатарен» и «Индустриальный», а так же обогатительной фабрики № 7.

В 1950—1960 годах на базе разведанных запасов построены рудники «Невский» и «Охотничий». В тот период Омсукчанское рудоуправление давало самое дешевое олово в Магаданской области.

Транспорт не справлялся с объемами по доставке руды с других объектов. Были построены и пущены в эксплуатацию летние обогатительные фабрики на месторождениях «Труд» и «Охотничье».

В шестидесятые годы построен рудник «Аякс», за ним «Турман», возобновились работы на руднике «Индустриальный». Руда перерабатывалась на фабрике 14-бис.

В 1970 году на базе ОГПУ был создан Омсукчанский горно-обогатительный комбинат с подчинением его образованному в 1966 году объединению «Северовостокзолото». В состав комбината были включены оловодобывающие рудники, фабрика 14-бис, вспомогательные цеха.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

78